Обзор выставки "С судьбой народа слив свою..." К 106-летию И. М. Базоркина

 Твое перо, рассеяв тьму веков,

     К истокам нашу память возвращает,

     Чтоб знали мы, где корни ингушей:

     Без них цветов и листьев не бывает.

                                             (М.Льянова)

Вниманию читателей предлагаем библиографический обзор произведений классика ингушской литературы Идриса Муртузовича Базоркина и материалов о нем, представленных на книжной выставке«Перо талантливого писателя». Выставка приурочена к 106-летию со дня рождения писателя.

Цель выставки: привлечь внимание читателей к жизни и творчеству Идриса Муртузовича Базоркина.

Ежегодно 15 июня отмечается День памяти Идриса Базоркина. В своем завещании он пишет: «Я хотел бы, чтобы в год раз, 15 июня, кто-нибудь приходил ко мне и зажигал бага, в знак любви человека к свету, к теплу, к жизни, к людям». Организовывая выставку, посвященную жизни и творчеству писателя, мы руководствовались этим его пожеланием.

DSC07868.JPGDSC07868.JPG

 
  Выставка состоит из разделов:

1. Идрис Базоркин – классик ингушской литературы.

2. Художественные произведения.

3. Публицистика и письма.

4. Современники о Базоркине.

5. Фотоматериалы. 

–  И. М. Базоркин родился 15 июня 1910 года в селе Базоркино в семье полковника русской армии.

Дед его, Бунухо Байсагурович, был одним из пяти генералов-ингушей ХIХ века.

Отец, Муртуз-Али Бунухоевич, эмигрировал в годы гражданской войны в Персию, где и умер в 1924 году. Сын о смерти отца узнал лишь спустя почти полвека. Мать писателя Грета Базоркина, урожденная де Ратц (швейцарская француженка) была человеком высокой культуры. Идрис лишился матери в 1923году. После ее смерти 13-летний Идрис и его брат Мурад переезжают из родового села во Владикавказ. Имея уже начальное образование (Идрис учился в подготовительном классе гимназии во Владикавказе, а затем в хьужаре с. Базоркино), поступает в Ингушский педагогический техникум. Учась в техникуме, Идрис пишет свой первый рассказ «Несчастье», а также пишет стихи. Первые публикации его произведений относятся к 1928 году.

1930 –1933 гг. – учеба на литературном факультете Северо-Кавказского пединститута во Владикавказе.

В 1934 году произошли три важных события в его жизни: его принимают в члены Союза писателей СССР, он знакомится с Максимом Горьким, и выходит его первая книга «Назманч» (однако впоследствии Базоркин считал эту книгу всего лишь пробой пера).

В 1937 году заканчивает свою первую пьесу «На заре» и в 1938 году осуществляет ее постановку на сцене Осетинского драматического театра. В том же году он был приглашен на должность заведующего литературной частью Чечено-Ингушского государственного драматического театра в город Грозный. В 1939 году пьеса «На заре» была отдельным изданием напечатана в Грозном. В нашей библиотеке хранится книга этого издания с правками самого Базоркина; в следующее издание пьесы (1960) внесены изменения, сделанные писателем в этой книге.

С началом Великой Отечественной войны, работая в театре, он создает ряд пьес. В эти же годы пишет очерки, рассказы, публицистические статьи о зверствах фашистов. Статьи «Честь горца», «На переднем крае», «Ночь в освобожденном селении», «Лицо врага», «Гнев врага» и другие являлись призывом к борьбе против фашизма.  За активную литературную деятельность в годы Великой Отечественной войны Идрис Базоркин награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ЧИАССР.

23 февраля со всем ингушским народом Идрис Базоркин подвергся депортации в Северный Казахстан и Среднюю Азию. Пребывая в ссылке в Киргизии,  Базоркин продолжает писать, не имея при этом возможности публиковаться как депортированный. Позже, в 1949г. он создает пьесу «Операция», и анонимно участвует в республиканском конкурсе в Киргизии, где его пьеса "Операция" получает призовое место. Продолжает писать рассказы, повести. В 1957 году во Фрунзе выходит сборник ингушских писателей на ингушском языке «Радость сердца» («Дега г1оз»), в который вошли пьеса «Операция», рассказы «Рассказ Ахмеда» и «Куни». «Куни» затем вышел отдельным изданием на ингушском и русском языках в Грозном в 1958 году.

Долгих 13 лет депортации Идрис Базоркин не перестает думать о судьбе своего оклеветанного народа. После смерти Сталина в 1953г. и разоблачения культа личности возвращение на родину становятся целью И.Базоркина и представителей ингушской и чеченской интеллигенции.

 В 1956 году, после ХХ съезда, когда создалась угроза потери ингушами и чеченцами своей родины навсегда (была организована кампания, нацеленная на создание в Казахстане автономной государственности сосланных чеченцев и ингушей), И. Базоркин в составе большой группы чечено-ингушской интеллигенции едет в Москву, встречается с Микояном, добивается восстановления республики. В 1957 году вместе с народом он возвращается в Грозный.

В 1958 году Базоркин пишет повесть «Призыв», в основу которой положено историческое событие, происшедшее в 1918 году во Владикавказе. Эта повесть представляет собой значительный шаг вперед в творческом росте писателя и в развитии ингушской прозы вообще. В ней дарование художника развернулось особенно свободно, уверенно и зрело.

В июне 1958 года Базоркин первым из чечено-ингушских писателей написал киносценарий «Труд и розы», по которому азербайджанской киностудией был снят фильм «Я буду танцевать», повествующий о жизни и творчестве известного артиста М. Эсанбаева.

Анализируя творчество И. Базоркина, О. Муталиев писал: «Базоркин достиг значительного успеха в изображении своеобразия ингушского национального характера. Положительные и отрицательные герои в большой степени типизированы».

В 1968 году вышел в свет исторический роман «Из тьмы веков». Это было большое событие в истории ингушского народа.

На выставке представлены несколько отдельных изданий романа, роман в двух томах, изданный в Назрани в 1999 году, а также роман, вышедший в первых двух томах 6-томного собрания сочинений И. Базоркина (Магас, изд-во «Сердало», 2001г.).

Роман «Из тьмы веков» – главная цель и мечта жизни писателя. Это произведение необыкновенной силы, глубины, таланта, подлинная энциклопедия жизни ингушей, хотя сам автор отказывался от такого рода формулировки.              

Роман стал настоящим праздником для многих читателей и завоевал широкую популярность. Стали присылать отклики. Авторы писем – рабочие, интеллигенция, учащиеся… Книга привлекла внимание даже ученых, изучающих историю Северного Кавказа. Профессор, археолог, лауреат Ленинской премии Е.С.Крупнов пишет: «Ваше незаурядное творение вызвало у меня специальный интерес в связи с тем, что я, наконец, подготовил к печати свою монографию «Средневековая Ингушетия(XVI –XVII веков)». (…) Не стоит ли на ходу все названия и имена изменить по Вашим образцам?»

«Это большая реалистическая вещь с интересными и очень национальными характерами. По существу, это эпопея, охватывающая очень важный период жизни ингушского народа», – писала кандидат исторических наук, этнограф Студеницкая.

А вот мнение профессиональных критиков.

Чингиз Гусейнов: «…автор достиг новой высоты в обрисовке человеческих характеров». Александр Власенко: «Из тьмы веков» – это значительное художественное явление в нашей многонациональной литературе».

 «В литературе каждого народа есть имена, которые вписаны в ее историю золотыми буквами. В ингушской художественной литературе – это имя Идриса Муртузовича Базоркина», – пишет Якуб Патиев, основной исследователь творчества Идриса Базоркина, автор биографических трудов «А я иду…», «Идрис Базоркин: жизнь и творчество», многочисленных статей, предваряющих различные издания произведений И. Базоркина. 

Творчество И. Базоркина является актуальным и сегодня для молодых исследователей. Много научных работ посвящено изучению творчества писателя: «Фольклорная символистика как элемент художественной ткани романа» А. Танкиева, «Творчество могучего дарования» Р. Ужаховой, «Художественная концепция человека и истории в прозе И. Базоркина» Х. Мартазановой и другие.

К 100-летию со дня рождения писателя Национальная библиотека Республики Ингушетия издала биобиблиографический указатель «С судьбой народа слив свою...», в который включены библиографические материалы и сведения о жизни и творчестве И. М. Базоркина.

Исследование жизни и творчества И. М. Базоркина вошло в 1 том научного издания «Х1анзара г1алг1ай литература» («Современная ингушская литература»), подготовленного ИНИИГН им. Ч. Ахриева. Издание вышло в 2009 г. в Нальчике.

В 2015 г. в рамках Года литературы Национальная библиотека Республики Ингушетия им. Дж. Х. Яндиева подготовила ряд изданий: «Писатели Ингушетии» (с биографией И. М. Базоркина), «Из тьмы веков: Запев» (в переводе на 17 языков), «Венок поэзии Идрису Базоркину» (сборник стихотворных посвящений Идрису Базоркину).

Интересна сама жизнь писателя, полная борьбы за справедливость, подвигов во имя своего народа. Будучи в зените славы, Идрис Базоркин в 1970-е годы инициирует коллективное письмо в ЦК КПСС, в котором ставится вопрос о равноправии наций, а затем участвует в организации мирного митинга ингушского народа в городе Грозном.

После этого Базоркина исключают из членов ЦК КПСС, его книги изымаются из библиотек, имя вычеркивается из учебников и хрестоматий, из критической литературы, в печати начинается настоящая травля.

И снова 13 лет писатель в опале.

Но самое ужасное еще впереди. Писатель не выдержал тяжести событий осени 1992 года. Его, 82-летнего, больного, захватили в заложники, а его богатый архив вывезли местные власти. Архив не возвращен до сих пор и его судьба неизвестна.

Писатель через неделю был вывезен в Ингушетию.

Вскоре Идриса Муртузовича не стало. Он скончался 31 мая 1993 года.

       Мужчинам плакать не пристало,

       Но стон души мне не унять.

       Какое сердце перестало

       В груди израненной стучать. (…)

       Достойно срок земной им прожит,

       Хоть боль утраты и сильней.

       Народ бессмертен, если может

       Рождать подобных сыновей!

–  так выразил Якуб Патиев боль утраты всего народа в стихотворении «На смерть Идриса Базоркина».

Похоронили его в родовом селении Эги-Кал, как он и завещал.

При желании Идрис Базоркин мог бы пользоваться всеми благами, пожинать лавры. Но он, словно Данко, принес собственное благополучие в жертву своему народу. За всю его долгую жизнь не было ничего такого, что испытал бы его народ, а его обошло бы стороной. Разделять судьбу народа для него было также естественно, как жить, дышать, есть. Как идущему впереди, ему часто доставалось больше, чем любому другому соплеменнику.

Не радуют слова пустых похвал,

Но выше похвалы никто не знал.

Творец, гордись! –

     Народ тебя признал –

Народ себя узнал.

                                                Рамзан Цуров

16:04
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!